5 простых правил для учителей, чтобы ни разу
не наорать на детей и не выгореть на работе
В последнее время часто
появляются новости в стиле «учитель ударил ученика», «учитель на лбу
ученика написал такое-то слово», «учитель наорал на детей смотреть онлайн
и без регистрации». Они собирают сотни комментариев от родителей,
других учителей, просто диванных экспертов.
Знаете, что меня удивляет? Что
ни на один новостной сайт не просочится информация в духе
«Учитель остался после уроков и час объяснял непонятную тему», «Учитель
организовал игру-викторину вместо скучного конспектирования учебника», «Петя
Иванов поблагодарил учителя за то, что физика открылась ему с новой
стороны». Ведь эти ежедневные маленькие чудеса, приятные моменты, кропотливый
труд — кого это интересует? Всё воспринимается как должное. Зато
посмаковать учительские провалы горазды все.
Я долго думала, что может заставить взрослого,
уравновешенного человека оскорбить или ударить ребёнка. Да, ученики у всех
разные. К сожалению, встречаются наглые, злые, невоспитанные, распущенные.
Бывает, ставишь «Н» напротив той самой фамилии и думаешь: «Хотя бы
сегодня урок пройдёт спокойно…». Всегда найдётся педагог, который
в сердцах воскликнет: «Да вы бы поработали в этом классе!
Да с ними никто не справится! Да он готовый
уголовник!».
А среди детей с 1 по 11 класс всегда
найдётся тот, что о своих правах знает не хуже практикующего юриста.
И в любом удобном случае будет напоминать об этом. При таком
раскладе родитель, возможно, задумается и попридержит гневные комментарии
в адрес учителей. Но потом из школы вернётся его ребёнок,
и он спросит:
— Ну как
дела, сынок?
— Не очень
— А чего
так?
— Учительница
орала из-за того, что я зелёную ручку забыл, назвала идиотом, все
смеялись…
И вот уже
обрисовывается другая крайность.
Сколько детей приходит в школу с радостью?
А сколько со слезами на глазах упрашивают маму не ходить
сегодня? У скольких подкашиваются ноги при виде своего учителя или
от ужаса захватывает дыхание перед звонком на урок? Почему некоторые
учителя беспричинно повышают голос и могут отругать за забытый пенал
так, что спустя десятилетия с содроганием вспоминаешь школьную жизнь?
Спорить, кто прав, а кто виноват — бессмысленно.
Ответ на вопрос, кому в современной школе хуже, — детям или
учителям — у каждого свой. Но я поняла, что учитель,
которому комфортно в школе и с которым комфортно в школе,
осознаёт:
1.
Вы действительно понимаете, где находитесь. И хотите там находиться
Да, 365 дней (минус отпуск) невозможно приходить и уходить
с работы в отличном настроении. Наверное, это даже ненормально.
Но школа — это место, в котором мы проводим очень много
времени. И это должно быть искреннее желание, а не мысль «пока
не подвернётся чего получше, побуду здесь».
2.
Вы хоть немного понимаете детей (или стараетесь это делать)
Как бы это кошмарно ни звучало, но основной
«рабочий материал» для учителя — это его ученики. Работаем мы, конечно,
и с бумагами, и с компьютером, но 45 минут
урока — это всё-таки общение с детьми. Нужно идти навстречу
в каких-то моментах, где-то посочувствовать, обнять, приободрить,
похвалить при всех или наедине, поддержать шутку. В таких моментах
раскрывается человечность, зарождается уважение, привязанность.
3.
Личная жизнь должна быть обязательно. И никакой работы дома
Закрывая кабинет, учитель не должен обречённо думать:
«Дома проверю 30 сочинений, 25 контрольных диктантов, подготовлю 8 презентаций,
заполню журнал, а там, глядишь, три часика на сон останется». Нет!
Ведь это не жизнь, а мука. За пределами насыщенной школьной
жизни должна быть не менее насыщенная личная жизнь: семья, дети, друзья,
хобби, путешествия.
Нельзя жить одной лишь работой, нужно на что-то
переключаться. Так с любой работой, а с нашей — особенно.
Ученикам приятнее видеть, что их учитель — человек с реальной
интересной жизнью, а не тот, кто цепляется по поводу и без.
4.
У вас есть хотя бы немного чувства юмора и всё в порядке
с самооценкой
В школе могут быть разные ситуации. И бывает даже
необходимо посмеяться над собой.
В критической ситуации, когда конфликт назревает
на глазах, вы не опуститесь до оскорблений
и рукоприкладства. Чего ждёт любой ученик, нарывающийся на конфликт?
Реакции. Чего жаждут остальные 29? Зрелищ. Вы можете дать и то,
и другое — и станете героем сплетен. Но уважающему себя
человеку это не нужно.
5.
Признаваться в своих ошибках — нормально
Даже не знаю, остались ли ещё учителя, которые
окружили себя ореолом непогрешимости. Об этом много раз писали,
но скажу ещё раз: учителя, который признал свою неправоту, будут уважать
ещё больше. А наша задача — сосуществовать всем вместе в атмосфере
уважения и понимания.
Немає коментарів:
Дописати коментар